Нейроэстетика в Русском музее

Анастасия Гордеева, зав.сектором организации мероприятий и программ Центра мультимедиа
Русский музей, Санкт-Петербург

Ученые решили выяснить «Как наш мозг видит и понимает красоту?». Музейщики задумались о прикладном значении такого исследования. Художники, студенты, увлекающиеся art&scince, а также обычные посетители решили им в этом помочь. Проект получил продолжение и теперь всем интересно, чем это закончится. И, даже если он не получит награды, нам было безумно интересно его реализовывать!

Междисциплинарный проект Русского музея и Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова Российской академии наук , направленный на изучение, анализ и интерпретацию особенностей восприятия изобразительного искусства. Результаты исследований необходимо было представить  не только с точки зрения науки нейроэстетики, но и с помощью современных возможностей мультимедиа и нейросетей в экспозиционном пространстве.

Целевая аудитория проекта – профессиональное сообщество и молодые специалисты, сотрудники музеев, художники в чьей дальнейшей работе можно применить результаты исследований по работе мозга во время процесса рассматривания картин. В дальнейшем результаты могут помочь в экспонировании, представлении художественных произведений в реальном и виртуальном пространстве.

Цели и задачи проекта – организация междисциплинарной коммуникации в цифровой и художественной среде, популяризация применения новых технологии (аппаратно-программных сред для исследования нейроактивности мозга) в сфере изучения поведения посетителя музея и его восприятия изобразительного искусства для последующей разработки прикладных проектов по модернизации музейных технологий.

С точки зрения коммуникационной стратегии необходимо было:

  • реализовать междисциплинарный проект, который бы вписывался  в уже существующую работу музея в области изучения возможностей новых технологий  в представлении и исследовании художественных коллекций
  • найти партнеров среди профессионалов
  • оповестить профессиональное сообщество и потенциальных инвесторов о проведении и предполагаемом возможном применении результатов исследования
  • создать условия в музее для проведения полевых исследований на разного типа экспозициях и привлечение обычных посетителей музея и художников к эксперименту
  • внести добавления в задания для исследований исходя из музейных задач
  • оповестить профессиональное сообщество и широкую общественность о результатах исследованиях и этапах эксперимента
  • представить данные в современном визуально привлекательном формате, задействовав возможности нейросетей и уже существующую экспозиционную площадку без привлечения дополнительного бюджета.
  • заручится поддержкой профессионального сообщества на дальнейшее развитие направления art & science

Каждый этап исследований фиксировался для последующего создания видеоинтервью, презентации и небольшого рекламного ролика. К проекту были привлечены посетители музея, которые пытались угадать, что происходит и для чего проводятся исследования, некоторые из них  участвовали в эксперименте. Из проф. сообщества к проекту были привлечены: ведущий научный сотрудник ИЭФБ РАН, кандидат биологических наук Наталья  Шемякина и зав.отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана  Бирюкова, а также Сергей Стафеев  , д. т. н., профессор, сотрудник международной лаборатории «Нейрофизиология виртуальной реальности», сотрудник международной лаборатории «Нелокальная плазма в нанотехнологиях и медицине», и Константин Шелепин , к.м.н., сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Проект выполнялся при методологической (аппаратно-программной) и информационной поддержке ООО «Мицар» и картинной галереи «Мансарда художников». Специалисты Центра мультимедиа адаптировали визуальный контент с результатами исследований для его представления на экспозиции Центра. Мультимедийная выставка “Нейроэстетика в Русском музее” работала для гостей Культурного Форума и всех желающих в течении 2 недель. Мультимедийную выставку посетили 2500 человек оффлайн и 12 700 онлайн. Проект получил поддержку для дальнейших исследований, возникли смежные проекты, обновились партнерские связи. Один из побочных результатов – понимание необходимости развития новых компетенций в музейной практике и в продвижении.

К списку участников